A-Socio ([info]asocio) wrote,
@ 2006-11-22 18:31:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Current mood: раздраженное
Entry tags:Активность, Мысль

О локтевистской идеологии работы и системном мышлении.
Как нередко продвигается скромная жизнь работника сферы интеллектуальных услуг - реклама, пиар и прочий маркетинг?

Сначала он идет вроде как учиться на соответствующую специальность. Потом курсе на втором начинает по этой специальности работать - и правильно, а чего учиться-то?! И работодатели радуются, берут его - локтевисты нынче в почете. И вот этот товарищ перестает ходить на пары, поскольку он "учится на практике", а теория ему ни во что не впилась. В идеале такой товарищ просто в конце покупает себе корочку нужной специальности, хотя в особо сложных случаях он отчисляется и продолжает работать без корочки.

Ура, говорят нам локтевисты. Ибо практика нужнее теории, и всё образование нужно строить именно так. Вперед, студенты-недоучки, идите работать. Станете манагерами или директорами.

На деле эта лубочная картинка не существует в реальности. Такой "работник" во-первых глуп. Он не умеет ничего, кроме того, чему научился методом тыка. Он не понимает, что он вообще делает и почему. Хорошей иллюстрацией может служить Иван Васильевич из соответствующего фильма, который дернул за шнурочек на бра, а потом дернул за такой же шнурочек на сливном бачке, пытаясь добиться того же эффекта. Научившийся методом тыка не обладает ни мировоззренческими установками, ни системным мышлением. Задним числом подкопив немножечко теоретического базиса он научается играть терминологией - но он уже смотрит на мир из когда-то изученной методом тыка ниши. "Покупатели могут купить автомобиль любого цвета, но только черный!" - помните? Ну вот что-то такое.
Во-вторых, такой работник самодоволен. Ну да, он же _зарабатывает_ и _работает_ - в отличие от "бездельников, которые учатся". Не странно такое отношение к учебе? Нет, не странно - они ведь, как мы выяснили выше, глупы, и потому им остается измерять собственный престиж лишь заработанными деньгами. Плохо другое - трансляция в обществе НЕНУЖНОСТИ образования и обучения. То есть, оно как бы вроде бы нужно - но постфактум, после того, как работник освоит некоторую деятельность и ему понадобится обосновать то, что он делает, умными словами. Фактически, это показуха. Действительно никому не нужная. Только почему любое обучение стало изображаться и называться показухой?
В-третьих, такой работник начинает самовоспроизводиться. Он призывает всех не учиться, а работать, познавая работу методом тыка. И, естественно, тащить всех за собой в каменный век, где можно будет продемонстрировать свой престиж размером жилья и красотой одежды, но никак не знаниями и умениями. Где-то у меня тут в комментах пару раз светились всяческие руководители всяческих фирм, которые просто замкнулись на мысли "Нужно выбрать работу и работать, а научишься в процессе". Кстати, эта фраза - хороший тест на локтевизм: кто не видит в ней изъянов, тому уже и карательная психиатрия не поможет.

Да, перестаньте мне совать под нос талантливых людей в качестве обратных примеров. Да, в каждом деле бывают прирожденные специалисты, которые родились с {топором, мелом, компьютером, нужное вставить} в руках. Но ИХ МАЛО! А стратегия, которая негласно подразумевает такого специалиста в каждом, неизбежно будет давать сбои.




(Post a new comment)


[info]alex_brab
2006-11-22 11:41 am UTC (link)
однако действительность сурова. многим профессиям в наших вузах не научишся - особенно в провинции. например - сетям в орене... правда факта блин...

(Reply to this) (Thread)


[info]asocio
2006-11-22 01:03 pm UTC (link)
Из того, что чему-то в вузах не научишься следует не то, что вузы бесполезны и их нужно закрывать, а кое-что другое...

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]alex_brab
2006-11-22 01:14 pm UTC (link)
я где-то заявлял обратное?
просто ваша логика ИМХО такая - приобретал профессию на работе а не в вузе=мудак

это несколько не так. я не мог ждать пока некто Хитрый и большой догадается обеспечить хотя бы один вуз Орена оборудованием и вменяемыми преподавателями.

если конечно когда-то это произойдет - это будет прекрасно. но пока "самообученец" даст 100 очков ботану отходившему на все пары. просто потому что ничего из тех пар уже не используется в жизни - как в теории так и на практике

(Reply to this) (Parent)


[info]grey_one
2006-11-22 12:08 pm UTC (link)
"Нужно выбрать работу и работать, а научишься в процессе". Кстати, эта фраза - хороший тест на локтевизм: кто не видит в ней изъянов, тому уже и карательная психиатрия не поможет."

Думаю простейшие работы типа грузить уголь лопатой мы исключим, а в целом - согласен.

(Reply to this)


[info]monla_gomma
2006-11-22 12:24 pm UTC (link)
Действительно, часто получается так, что человек вынужден осваивать профессию методом тыка, так как в институтах все безнадежно отстало.
Кроме того, лично я не могу позволить себе учиться на дневном и не работать: надо что-то кушать. Поэтому вынуждена учиться на вечернем, где толком и не учат.
Постепенно вузы начинают соответствовать такой модели: уровень образования столь стремительно падает, что высшее образование превращается именно в корочку, в плане получения знаний там делать нечего.

(Reply to this) (Thread)

Дык в том и проблема
[info]asocio
2006-11-22 01:02 pm UTC (link)
Во-первых, "безнадежно отстало" - это, извините, неправда. Не отстало, а вполне даже идет в ногу со временем. Вот что с финансированием проблемы - это факт. Стоит их решить - и опять институты оживут.
Далее. Проблема того, что людей ЗАСТАВЛЯЮТ работать и учиться - это тоже скотство нашего государства, которое не имеет отношения к эффективности работы людей, а способствует только дальнейшему отуплению и разворовыванию.
Ну и третье - то, что вузы становятся производителями корочек для одних сигнал того, что нужно менять эту систему, а для других - что нужно упразднить вузы и корочки вообще. И по странной случайности эти другие - те самые, которые способствуют такой ситуации.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: Дык в том и проблема
[info]monla_gomma
2006-11-22 01:09 pm UTC (link)
> Во-первых, "безнадежно отстало" - это, извините, неправда. Не отстало, а вполне даже идет в ногу со временем. Вот что с финансированием проблемы - это факт. Стоит их решить - и опять институты оживут.
Во многих областях все же отстало. Программируют все больше на турбо паскале, а дизайн изучают в древних версиях фотошопов и каких-то редкоземельных программах. Естественно, это напрямую связано с финансированием, тут спору нет.
> Ну и третье - то, что вузы становятся производителями корочек для одних сигнал того, что нужно менять эту систему, а для других - что нужно упразднить вузы и корочки вообще.
Да что там, четырех классов вполне достаточно!

(Reply to this) (Parent)

Re: Дык в том и проблема
[info]monla_gomma
2006-11-22 01:11 pm UTC (link)
> Во-первых, "безнадежно отстало" - это, извините, неправда. Не отстало, а вполне даже идет в ногу со временем. Вот что с финансированием проблемы - это факт. Стоит их решить - и опять институты оживут.
Во многих областях все же отстало. Программируют все больше на турбо паскале, а дизайн изучают в древних версиях фотошопов и каких-то редкоземельных программах. Естественно, это напрямую связано с финансированием, тут спору нет.
> Ну и третье - то, что вузы становятся производителями корочек для одних сигнал того, что нужно менять эту систему, а для других - что нужно упразднить вузы и корочки вообще.
Да что там, четырех классов вполне достаточно!

(Reply to this) (Parent)

Re: Дык в том и проблема
[info]alex_brab
2006-11-22 01:22 pm UTC (link)
да нет, именно отстало... причем часто не физ база - а преподы!
ну в чем проблема - в том же ОГУ до фига древних компов, ставь linux - и вперед, RIP, OSPF, BGP, VPN и прочая - всё будет! если удастся найти ещё пару тысяч $ (что при уровне взяток там - ни вопрос ни разу) - можно и циску старую но живую, и оптику какую - в результате на выходе будет вполне неплохой сетевик начального уровня.

а что на практике? а на практике 2 курса учим что есть модемы V.24 и сети Apple Talk (кто её видел последний раз?) и рисуем мега курсач! курсач - сделать сеть на 20 компов - рисуешь компы, кабеля и места установки хабов. То, что это вообще-то не сеть, а СКС и этим занимаются сааавсем другие люди - ниибет. То, что так не делают уже лет 10 - ниибет.

Это не образование - это говно.

(Reply to this) (Parent)


[info]pan_terra28
2006-11-22 12:28 pm UTC (link)
согласна. Но применимо исключительно к манагерским профессиям и к условно гуманитарным. Врач таким методом не получится.
Впрочем, некоторым новым профессиями и хотели бы учить - да не выходит. Например, доводилось читать всяких пеар-акул отечественных, которые говорили - надо давать высшее образование по специальности "PR" - а невозможно - методик нет, преподавателей нет, учебников нет. Следовательно - только на практике. Что, впрочем, не исключает наличие первого хорошее образования.

(Reply to this)


[info]trobar
2006-11-22 01:15 pm UTC (link)
ага. а потом специалисты-самоучки выходят в тираж (новое поколение - тоже самоучки, но другой эпохи, знают побольше и ценятся выше) и сразу начинают думать, что все их беды - от антинародного режима. Так что не плюйте в свою социальную базу. :)

(Reply to this)


Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…